?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вокзал

  • May. 27th, 2010 at 2:43 PM
опять?, шо

Киевский железнодорожный вокзал. 1962 год. Фото из Центрального государственного кинофотофоноархива Украины имени Г. С. Пшеничного


        
Виктор Некрасов (Городские прогулки. Киев):

        "Долгое время наш Киевский вокзал был кровоточащей для нас раной, несмываемым позором. Такой город, а вокзал - барак. Длинный, одноэтажный, деревянный барак. А перед ним площадь – грязная, булыжная, с извозчиками и мальчишками: "Кому воды холодной!"
        Сейчас стоит новый вокзал, о котором и будет рассказ. Но прежде, чем начать его, я убедительно прошу всех впервые приезжающих в Киев (не прилетающих, а именно приезжающих) не заходить внутрь вокзала, а, пройдя по перрону, выйти прямо к метро или по подземному переходу к троллейбусу. Так будет лучше. Вокзал - это ворота города. В Киеве их надо миновать. А возвращаясь к себе домой, постараться через вестибюль пройти, как это ни трудно, с закрытыми глазами. Так тоже будет лучше..."








        Далее рассказ В.Некрасова я буду немного дополнять другими источниками и фотографиями.




        Михаил Кальницкий - историк, исследователь киевской старины: «Строительство старого здания железнодорожного вокзала в Киеве было завершено в 1869 году (архитектор Иван Вишневский). С февраля 1870-го сюда регулярно прибывали поезда. Вскоре Киев стал важным узлом рельсового сообщения, в городе обосновалось руководство Юго-Западной железной дороги».



                                                                        фото 1907 года







        7 ноября 1927 года торжественно заложили новый железнодорожный вокзал по техническому проекту, разработанным Управлением Юго-Западных железных дорог, и по проекту фасада, разработанным профессором архитектуры А.М. Вербицким и архитектором П.Ф. Алешиным. Планировалось, что новый вокзал должен был ежедневно принимать до 40 тысяч пассажиров. Чтобы выстроить такую махину, потребовались колоссальные усилия. В течение двух лет проводились подготовительные работы: бетонными сваями укреплялся грунт, расширяли привокзальную площадь и путевое хозяйство.

        Виктор Некрасов: «Итак, в 1929 году начали строить новый вокзал. Это было событием. Объявили конкурс. Участниками его были известные московские и ленинградские архитекторы, но первую премию получил киевлянин – Александр Матвеевич Вербицкий, добропорядочный последователь дореволюционного модерна, маститый киевский архитектор, с которым впоследствии столкнула и меня судьба.
        Условия конкурса были довольно необычны. Фасад здания должен быть выдержан в духе выходившего тогда на арену конструктивизма, но с учетом элементов украинского барокко. Сочетание, мягко выражаясь, довольно нелепое.
Вербицкий из этого тупика как-то выбрался. Отдал дань барокко в центральной части вокзала, обрамив громадное параболическое окно вестибюля так называемым кокошником. Украинского в нем было немного, но что-то от митрополичьих покоев Софийского собора все-таки чувствовалось. Другой киевский архитектор, Дьяченко, в этой части пошел еще дальше, совсем приблизился к XVIII веку, поре расцвета украинского, так называемого мазепинского барокко. Братья же Веснины, напротив, сделали упор на современность, конструктивизм – бетон, стекло. Вербицкий нашел середину – и бетон, и стекло, и вот, пожалуйста, кокошник.
        Мне проект вокзала очень нравился. Впрочем, скажу по секрету, нравились мне тогда все проекты – и Весниных, самый конструктивистский, и Алешина за какие-то там отдельные понравившиеся мне детали, и всеми уважаемого Щуко за величественность... Но поскольку строить предполагали по проекту Вербицкого, я влюбился именно в него.
        И вот о счастье: окончив профшколу, я стажером пошел на строительство этого самого вокзала. Два года корпел в техотделе над синьками арматуры, а потом мастерил «восьмерки» и «кубики» из литого бетона, которые, «схватываясь», на двадцать восьмые сутки разрывались и раздавливались в бетонной лаборатории Политехнического института. Все это мне казалось знаменательным и важным – я строил вокзал, красу и гордость нового Киева.
        Вокзал был весь в лесах – и снаружи и внутри, – и я бегал по ним, как матрос по реям, и любовался с 45-метровой высоты вестибюля (того самого кокошника) расстилавшимся внизу городом – куполами Владимирского собора, далекой Софией и маленьким памятником Ленину у самого вокзала, на виадуке над товарными путями – скромный бюст, обсаженный вокруг трогательными незабудками».


        Весной 1930 года постепенно стал вырисовываться огромный железобетонный корпус.



        В.Некрасов: «Потом леса сняли, и вокзал предстал в своей бетонной наготе – в гигантских параболических, освобожденных от опалубки арках было что-то торжественное, от древних соборов, величественное. И в то же время все было просто и целесообразно. Вестибюль, широкая лестница, направо и налево залы ожидания, высокие, светлые, безо всяких украшений – XX век...
        Я был счастлив и горд. Снял своего любимца со всех возможных точек и фотографии отправил в журнал «Глобус». Их напечатали. Гордость и счастье дошли до предела».




        Хотя «стройка века» была в целом завершена уже в 1932 году (стоимость строительства составила 13 миллионов рублей), но постоянные доработки мешали пассажирам еще очень долго. Вторая очередь постройки - вестибюль прибытия и другие служебные помещения, так и не была осуществлена.

        В 1932 году новый вокзал торжественно ввели в эксплуатацию.
        Благодаря размещению и характеру общей композиции здание вокзала стало восприниматься как своего рода огромная триумфальная арка при въезде в город.

     Основной объем здания представлял собой общую симметричную композицию, в центре которой - вестибюль отправления площадью более 1200 м2 и высотой 31,9 м. Общая высота центрального объема по фасаду - 37 м. Длина фасада здания составила 260 м, в том числе главного корпуса – 180м. Здание строилось на основе каркасной конструктивной системы. Каркас - из монолитного железобетона, заполнение - шлакобетонные блоки. Над первым этажом - монолитные железобетонные безбалочные перекрытия. На фасад выходят крупные, полуэллиптической формы световые проемы вестибюля шириной около 20 м. Подобного здания в Киеве еще не строили.
        Фронтон центральной части здания увенчали лепным Государственным гербом Украинской ССР.





                                                                                                              1935 год

        В.Некрасов: «Так простоял вокзал до войны, до прихода немцев».







«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война…»

        Из выступления по радио заместителя Председателя СНК и наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова 22 июня 1941 года:
        «Граждане и гражданки Советского Союза!
        Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:
      Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории...»


        Воспоминания из книги бывшего летчика-истребителя Дмитрия Панова "Русские на снегу" ("Сполох", Львiв, 2003), стр. 454-456:
        «...Одиннадцать наших "этажерок" уже через несколько минут были над столицей Украины. Красавец-город раскинулся перед нами в лучах утреннего солнца. Не знаю человека, которого не волновала бы панорама Киева... Но тогда, ранним утром, 22 июня 1941 года, я убедился, что сбылись мои самые дурные предчувствия. Несколько девяток германских бомбардировщиков совершенно беспрепятственно преодолели почти полтысячи километров от нашей западной границы до Киева, миновав несколько кругов системы ПВО абсолютно не замеченными и спокойно вывалили свой бомбовый груз на спящий город… Дымился вокзал, по путям которого, заставленным пассажирскими и грузовыми поездами, был нанесен бомбовый удар. Хорошо были видны горящие и сброшенные с путей вагоны, глубокие воронки, скрученные в бараний рог рельсы…»


        Ирина Хорошунова (Первый год войны. Киевские записки):
        «4 июля 1941 г., пятница. Какое-то безумие охватило город. Словно враг уже возле самого Киева. Все улицы наполнены бегущими к вокзалу людьми. У всех на лицах одно единственное желание - уехать, уехать скорее, как от чумы или проказы. Люди идут, бегут, тащат мешки с вещами, и впечатление такое, что весь город сорвался с места и стремится вон из него, как можно скорее. Купить билеты на выезд нельзя. Два дня назад билет в Москву поездом стоил 500 рублей, потом тысячу, а вчера уже 5000. Сегодня предлагают невероятные деньги, чтобы выехать из города, а купить билетов нельзя. Можно выехать из Киева только эшелонами, талоны на которые выдают на эвакопунктах только для беженцев. Киевлян не эвакуируют, а между тем люди бегут с вещами на вокзал и сидят там, а потом кто-то уезжает, а кто-то остается. И не кто-то уезжает, а уже очень много народа уехало. Как всегда, связи и знакомства».

        29 июня началась эвакуация киевских заводов, фабрик, вузов, государственных учреждений (вместе с их работниками и родственниками). 325 тысяч киевлян отправились на Восток - в глубокий тыл.
        11 июля передовые части 6-й армии вермахта вышли на подступ к Киеву. Началась героическая и трагическая оборона столицы Украины.
        В июле-августе недалеко от вокзала - на территории ботанического сада находились лазарет, пункты питания и временного пребывания людей. Здесь нашли приют тысячи беженцев.

        Ирина Хорошунова: «16 сентября. Теперь мы действительно живем на фронте. Вчера стреляли целый день. Стреляют все дни. А сегодня утром без четверти шесть началась канонада. Начался, как говорят, ураганный огонь. Стреляли временами настолько близко, что дрожали окна. И близко слышны разрывы. Летали тяжелые бомбардировщики. Мы уже отвыкли от них. ….на улице Саксаганского, совсем близко от школы, разорвался большой снаряд… Рвались у вокзала…»


        19 сентября 1941 года германские войска вошли в оставленный Красной Армией Киев.


кадр из кинохроники "Ди Дойче Вохеншау"









На бывшей улице Коминтерна, ведущей к вокзалу, 20 сентября 1941 года. На отсечной баррикаде выставлены бюсты вождей - "последние защитники Киева".   Фото сегодня нашел случайно на еВау без надписей и привязки к Киеву


А это более известный снимок из фотоальбома Д.Малакова "Киев. 1941-1943"


Это же место, но баррикада уже частично разобрана - досок нет. Известная фотография Иоганна Хёхле (Johannes Hahle), фотографа 637-го немецкого отряда пропаганды 6-й армии Вермахта. Вероятнее всего, 1 октября 1941года



немцы любили фотографировать киевский вокзал и себя на его фоне


даже довоенную открытку с изображением вокзала выпустили. Почему-то в книге Дм. Малакова указано, что снимок 1942 года. Часов во время оккупации на здании вокзала не было.


проездом на фронт и обратно - с фронта в тыл в 1941-1943 годах здесь побывало большое колличество немецких, румынских, итальянских, словацких солдат и офицеров


1942 год.










Отсюда угоняли на принудительные работы в Германию киевлян и жителей области



Район вокзала перед уходом немцев из Киева. Аэрофотосъемка от 20 сентября 1943 года. Фото отсюда


        В 1943 году, при отступлении из Киева, немцы хотели взорвать вокзал в его подвальной части, но арматура скрутилась в спираль, и здание выстояло - бетон не поддался.
        В.Некрасов: «Уходя, они попытались его взорвать, но «мой» бетон был крепок и толу не поддался – только стекла повылетали и кое-где закоптилась белоснежная штукатурка».









Киевский вокзал в 1945 встречал вернувшихся с фронта бойцов  Фото Г.Угриновича


Они и будут восстанавливать разрушенное войной. Фото Г.Угриновича




        В 1945–1949 годах по проекту, разработанным под руководством архитектора Г.Ф. Домашенка, вокзал был восстановлен.



        В.Некрасов: «Но главная трагедия ожидала вокзал впереди. Его восстановили. Но как? Кому-то показалось, что торжество победы неотъемлемо связано с пышностью форм. Побольше колонн, карнизов, капителей, завитков, лепных украшений. Это называлось «обогащением». И обогатили...
        Нет, приезжий, очень прошу тебя – не заходи внутрь вокзала. Все, что есть безвкусного, лишенного какой-либо архитектурной логики, собрано там воедино. Арки уничтожены, заменены спаренными колоннами, параболические окна по мере возможности заделаны и «украшены» по бокам нелепыми пилястрами, потолок усеян какими-то звездочками, в залах ожидания между ригелями бетонных рам производственно-идиллические пейзажи, вместо светящихся плафонов – тяжелые метростроевские люстры. От замысла архитектора не осталось ничего. Его уничтожили с непонятной варварской жестокостью. Смотрел ли автор этой расправы – имени его не будем называть – в глаза Вербицкому, когда расправлялся с его творением? Ведь он был, кажется, его учеником».

1975 год







 


Ссылки и источники информации:

Журнал «Юность», №7, 1988.

http://smbr.ru/sg/ua/gpk.htm

http://forumkiev.com/t1190/

http://www.kupe5.com/index.php?option=com_content&task=view&id=23&Itemid=31

http://users.i.com.ua/~zhistory/kiev41dt.htm

http://jaga-lux.livejournal.com/159125.html

М.Кальницкий. Железнодорожная колония в Киеве -

http://www.primetour.ua/ru/company/articles/ZHeleznodorozhnaya-koloniya-v-Kieve.html

Comments

sunrisewind wrote:
May. 27th, 2010 11:56 am (UTC)
Ооочень интересно! Спасибо!
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:43 pm (UTC)
Очень рад, что понравилось
polar_bird wrote:
May. 27th, 2010 12:05 pm (UTC)
дякую
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:47 pm (UTC)
Да просто зібралося вже про вокзал багато, треба було показати, а тут випадково про бюсти вождів знайшов, да й Нєкрасова оповідання гарне. Ще в газеті про вокзальних бомжів прочитав. Отак і вийшло. А можно було б більше і краще.
florentioslg wrote:
May. 27th, 2010 12:32 pm (UTC)
Спасибо большое. Очень близкое и памятное место.
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:47 pm (UTC)
И Вам спасибо. "Триумфальная арка" в Киев.
sova_spliu wrote:
May. 27th, 2010 12:34 pm (UTC)
Отличный рассказ и иллюстрации. Спасибо!
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:49 pm (UTC)
И Вам.
ПС. Как там Ваши котейки? Волнуемся. Передавайте привет и чтобы были здоровыми и бодрыми :)
sova_spliu wrote:
May. 28th, 2010 05:08 am (UTC)
Спасибо большое:)Уже практически оклемались:) Привет передала, хвостами в ответ помахали:)
alex_argen wrote:
May. 27th, 2010 12:46 pm (UTC)
Черт возьми, а ведь я помню это здание, из детских далеких воспоминаний! Вот уж не ожидал)
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:54 pm (UTC)
Запоминающееся здание, согласен.
Но Некрасов негативно писал о внутреннем интерьере. Что "украсили". А я в детстве тоже на "производственно-идиллические пейзажи" любовался.
Сейчас тоже есть:

shamanzc wrote:
May. 27th, 2010 01:02 pm (UTC)
Отличная работа! Спасибо.
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:55 pm (UTC)
Спасибо.
lord_k wrote:
May. 27th, 2010 01:54 pm (UTC)
Благодарствую.
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 07:57 pm (UTC)
Я старался. Но времени не было. Историй хороших можно было бы собрать до кучи. Буду исправляться.
(no subject) - (Anonymous) - May. 27th, 2010 01:54 pm (UTC)
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 03:56 pm (UTC)
Міняється-міняється. Герб, напис, годинник. Машин більше, трамвайчик - ту-ту. Бомжі. То-сьо.
panzer_papa wrote:
May. 27th, 2010 03:43 pm (UTC)
=Киевский вокзал в 1945 встречал вернувшихся с фронта бойцов Фото Г.Угриновича=
На фотографии на знамени траурный креп и оно явно склонено.
Возникает мысль о Ватутине.
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 03:54 pm (UTC)
Не Ватутина. Его похоронили в Киеве, а в Киев его привезли еще живого. Т.е. с вокзала не было смысла везти.
Скорее всего это какая-то другая траурная церемония.
panzer_papa wrote:
May. 27th, 2010 03:56 pm (UTC)
Да, я знаю, поэтому и задумался.
kucheryavchik wrote:
May. 27th, 2010 03:54 pm (UTC)
спасибо, очень интересно написано!

меня всегда волновал вопрос: почему в известном пятистишии говорится, что киев бомбили, хотя следов разрушения от немецкой бомбежки 1941 года в киеве нет? и тот же аэрофотоснимок показывает, что почти весь киев остался целый. оказывается, бомбили только прицельно: вокзал, например.

тут еще есть несколько фотографий, которых нет у Вас в посте: http://oldkyiv.org.ua/data/railstation_pics.php?lang=ru
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 03:58 pm (UTC)
Еще завод "Большевик" и аэродром-ангары.
Там 4 и 5 ссылка внизу текста - почитайте подробнее
kucheryavchik wrote:
May. 27th, 2010 04:05 pm (UTC)
спасибо, пятая ссылка - очень интересная.
zalizyaka wrote:
May. 27th, 2010 03:59 pm (UTC)
См. по тегу "вокзал" - уже было.
starik_henc wrote:
May. 27th, 2010 07:30 pm (UTC)
Очень интересно , спасибо большое. Подборка , как всегда , блестящая. А от Некрасовского сердце защемило ......
radutny wrote:
May. 28th, 2010 03:49 pm (UTC)
Чудовий репортаж, дякую!

Profile

опять?, шо
zalizyaka
zalizyaka

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com