?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

опять?, шо
  
В начале августа 1941 года 11-я немецкая и 4-я румынская армии прорвали фронт на реке Днестр и вышли на Одесское направление.
                Учитывая серьёзную опасность, 5 августа Ставка Верховного командования издала приказ: "Одессу не сдавать, оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот".

                К 7 августа противник овладел городами Котовск, Первомайск, Кировоград, Вознесенск, а авангардные части достигли Кременчуга.

 Особо секретно.
Командующему Южным фронтом
По сообщению секретаря Одесского обкома партии секретарю ЦК КП(б)У тов. Бурмистенко, командование Приморской армии решило район Одессы оставить.
Главком приказал:
Первое. Немедленно дать объяснение причин невыполнения директивы Ставки.
Второе. Подтвердить в категорической форме Военному совету Приморской армии оборонять Одессу при всех обстоятельствах во что бы то ни стало.
Покровский

7 августа 1941 г. [1]

Приказом начальника гарнизона Жукова[2] от 8 августа 1941 года №25 Одесса была объявлена на осадном положении.
10 августа 1941 г. немецко-румынские войска вышли на подступы к Одессе и отрезали ее с суши. Началась 73-дневная героическая оборона Одессы. 13 августа войска 4-й румынской армии, выделенной для захвата Одессы, вышли к побережью Черного моря в районе Сычавки, завершив тем самым охват города с суши. 15 августа они предприняли первую попытку наступления на Одессу в направлении Сычавки и Булдинки, но она закончилась безуспешно.
Из приказа Военного совета Юго-Западного направления от 15 августа 1941 г.:

Одесса
Военному совету Приморской армии
Приказываю Одессу не сдавать ни при каких условиях.
Буденный, Хрущев, Покровский
15.8.41 г.
[3]

Через три дня румынские войска развернули наступление по всему сухопутному фронту и в результате трехдневных ожесточенных боев к 20 августа вышли в район Карсталь, Выгода. В дальнейшем противник сумел несколько продвинуться и, заняв Гильдендорф и Александровку, стал с 27 августа обстреливать своей корпусной и армейской артиллерией город, порт и подходы к последнему с моря.



Получив подкрепления, противник 12 сентября нацелил свой главный удар на Дальник. Выход врага
 в район между населенными пунктами Гросс-Либенталь и Клейн-Либенталь, а также к западному берегу Сухого лимана создал прямую угрозу морским перевозкам в Одессу и, кроме того, увеличивал возможности обстрела города.
Чтобы лишить возможности немецких артиллеристов вести прицельный обстрел акватории порта, 15 сентября 1941 года взорван Воронцовский маяк.

22 сентября 421-я и 157-я стрелковые дивизии и морской десант (3-й полк морской пехоты), поддержанные авиацией и огнем корабельной и береговой артиллерии, нанесли контрудар с целью окружения и уничтожения левофланговой группировки противника в районе Дофиновка, Александрова. Высадкой морского десанта у Григорьевки предполагалось развить наступление в общем направлении на Свердлово.

 В результате контрудара противник оказался вынужденным перейти в конце сентября к обороне на всем фронте под Одессой. Однако ситуация, сложившаяся к этому времени на южном крыле советско-германского фронта, была такова, что дальнейшее удержание военно-морской базы становилось все менее целесообразным. 30 сентября Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение об эвакуации Одесского оборонительного района: “...В связи с угрозой потери Крымского полуострова, представляющего главную базу Черноморского флота, - говорилось в директиве, - и ввиду того, что в настоящее время армия не в состоянии одновременно оборонять Крымский полуостров и Одесский оборонительный район, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Ставка приказывает...  Командующему ООР все вооружение, имущество и заводы, которые не представляется возможным эвакуировать, а также связь и радиостанции обязательно уничтожить, выделив ответственных для этого лиц... ”

Для технического руководства эвакуацией была создана комиссия из представителей армии, флота, партийных и советских органов. Все мероприятия по эвакуации осуществлялись в строго секретном порядке. Переброска 157-й стрелковой дивизии в Крым, которая начиналась в первых числах октября, объяснялась необходимостью усиления обороны Крыма. Что касается эвакуации семей военнослужащих, рабочих и ценного оборудования, то она проводилась под предлогом освобождения города от излишнего населения и имущества.


В соответствии с планом, эвакуация началась 1 октября и шла полным ходом. Темпы ее с каждым днем усиливались. Дело в том, что сроки эвакуации были сильно сокращены из-за ухудшения обстановки, и в распоряжении командования Одесского оборонительного района было только 15 дней.

К 10 октября на кораблях Черноморского флота были отправлены в Крым 157-я стрелковая дивизия, армейские склады и некоторые вспомогательные части и службы.

Конечно, все эвакуировать не было возможности[4]. Поэтому ценное оборудование, остававшееся в городе и порту, должно было быть взорвано или уничтожено.

Еще с середины июля 1941 года начальник инженерных войск Южного фронта Хренов А.Ф[5]. по согласованию с секретарем Одесского обкома КП(б)У Колыбановым А.Г., секретарем Одесского горкома партии Гуревичем Н.П., председателем Одесского облисполкома Кальченко Н.Т., председателем горисполкома Давиденко Б.И.  готовил «спецмероприятия» на случай оставления Одессы. Окончание этих работ предусматривалось 14 августа. Этот план был утвержден командующим Одесским оборонительным районом (ООР) контр-адмиралом Жуковым Г.В., Военным советом ООР в составе дивизионного комиссара Воронина Ф.Н., бригадного комиссара Азарова И.И., прибывшего из Главного политуправления НК ВМФ, и первым секретарем Одесского обкома партии Колыбановым А.Г.

Начальник инженерных войск Южного фронта Хренов А.Ф. в своих воспоминаниях, в отличие от многих других полководцев-мемуаристов, подробно изложил подготовку к минированию важнейших объектов Одессы:  «Я должен был отвечать за организацию и материально-техническое обеспечение минирования, устройства заграждений и разрушений, уничтожение имущества заводов, всех средств связи, подвижного состава железной дороги, порта и других имеющих военное значение объектов, а также за подготовку отрядов заграждения для прикрытия выхода из боя и отвода войск с оборонительных рубежей…

Главная задача инженерных войск в эту пору состояла в другом. И выполнялась она в глубокой тайне: мы готовились осуществлять взрывы.

При помощи взрывов предстояло в первую очередь уничтожить военно-промышленные объекты: портовые сооружения, электростанции, не поддающееся транспортировке заводское оборудование - словом, все, что мог бы с пользой употребить для собственных хозяйственных нужд противник. Готовились также взрывы чисто военных объектов - командных пунктов, блокгаузов, капониров, радиостанций, береговых батарей. По утвержденному мною плану, в дополнение к уже имевшимся, ставились взрывные заграждения на оборонительных рубежах и фронтовых дорогах, а также на подходах к городу и в самом городе. Назначение этих заграждений было тактическим - прикрыть отход наших частей с передовой. С той же тактической целью готовилась к взрыву дамба Хаджибейского лимана, вода из которого, затопив часть Пересыпи, создавала бы препятствие на пути в город с северо-востока» [6].

«Инженерное обеспечение эвакуации войск из Одессы складывалось из организации массовых разрушений объектов оборонного значения в городе и прикрытия средствами инженерных заграждений выхода войск из боя и их погрузки на суда.

Подготовительные работы по разрушению важных объектов города были проведены инженерным отделом армии[7] заблаговременно, еще до получения приказа на эвакуацию. На случай внезапного отхода из Одессы были подготовлены к разрушению средства связи, промышленные предприятия, нефтебазы, аэродромы, дамбы и др. На все эти объекты были завезены взрывчатые вещества и выделены команды подрывников.

По заданию Военного совета Одесского оборонительного района разрабатывается и 3 октября утверждается общий план разрушений военных объектов в городе, которым предусматривался вывод из строя двадцати девяти промышленных предприятий, двух аэродромов и восьми объектов Одесского порта. Этот план был выполнен»[8].

 

*****

Продолженние следует



[1] ЦАМО, Ф. 251, оп. 646, д. 482, л. 219. Подлинник.

[2] ЖУКОВ Гавриил Васильевич  - командующий Приморской армией, контр-адмирал.

[3] ЦАМО, Ф.251, оп. 646, д. 482, л. 413. Подлинник.

  [4] Эвакуация войск, военной техники, грузов и гражданского населения Одессы осуществлена 152 рейсами на боевых кораблях и 129рейсами - на транспортных судах. Всего было вывезено 86 тысяч солдат и офицеров, 15 тысяч человек гражданского населения, 14 танков, 16 бронемашин, 462 орудия, 1158 автомашин, 163 трактора, 3625 лошадей, 25 тыс. тонн оборудования одесских заводов, 20 тысяч тонн боеприпасов. С помощью плавдока морем были вывезены 84 паровоза, 29 тендеров и 44 груженых вагона.

[5] ХРЕНОВ Аркадий Федорович (1900-1987). В Красной Армии с 1918 г. Участник советско-финляндской войны: полковник, начальник инженерных войск Северо-Западного фронта. 21 марта 1940 г. присвоено звание Героя Советского Союза. В 1940-1941 гг. - начальник Главного управления военно-инженерных войск Красной Армии, с 4 июня 1940 генерал-майор. Перед войной назначен начальником инженерных войск Московского военного округа. С 22 июня 1941 года с образованием фронтов назначен начальником инженерных войск Южного фронта. После оставления Одессы - начальник инженерных войск Севастопольского оборонительного района (1941-1942). Начальник инженерных войск Крымского (апрель-май 1942), Ленинградского и Волховского (1942-1944), Карельского (1944-1945), 1-го Дальневосточного (1945) фронтов. После войны - начальник инженерных войск Приморского военного округа, затем Войск Дальнего Востока (декабрь 1945 - май 1949), генерал-инспектор инженерных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР (1949-1960). С сентября 1960 в отставке. Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Суворова 2-й степени.

 [6] Хренов А.Ф. Мосты к победе. — М: Воениздат, 1982. — 349 с.

[7] Речь идет об Отдельной Приморской армии (ранее 9-й армии). До 5 октября 1941 года ею командовал генерал-лейтенант Софронов Г.П., на момент эвакуации из Одессы - генерал-майор Петров И.Е. Начальником инженерного отдела Приморской армии был полковник Кедринский Г.П., ранее служивший в Ленинградском округе вместе с Хреновым А.Ф.  Погиб при обороне Севастополя.

[8] Инженерные войска в боях за Советскую Родину. — М.: Воениздат, 1970, стр.116-117)

 

Profile

опять?, шо
zalizyaka
zalizyaka

Latest Month

November 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com